Александр Заборский - человек, которого ждали или Мне не дадут звезду Героя…
Вот и случился незаметный, но очень и важный юбилей в жанре русского шансона – Александру Петровичу Заборскому (Забору – для знакомых и коллекционеров) 21 ноября 2006 года исполнилось 50 лет. Почетных грамот, именных часов, званий и прочей помпезной мишуры не ожидается, да и не в том счастье, есть песни – записи на дисках, кассетах, видеозаписи концертов и фотографии.
Краткий экскурс в историю нашего героя: родился и всю жизнь живет в Новосибирске, много записывался под гитару в начале 1990-х годов, а в 1997 году дебютировал с сольным альбомом «8 пуль» с ансамблем «Кореша» на одноименной студии Андрея Даниленко. С 1995 года и до года 2001 работал в казино Новосибирска, а в 2003 году вышел альбом «Босяк-бродяга», который и стал отправной точкой нового витка творчества Александра Заборского. На сегодняшний день (с года 2003) записано около двух десятков гитарных концертов и в сопровождении ансамблей, крайний – в ноябре 2006 года в сопровождении новосибирского диксиленда.
Сказать, что Александр Заборский – это наше все, в смысле блатного жанра и шансона, конечно, можно и нужно, но уж больно кратко и сухо. О личных качествах – скромен, остроумен, корректен, в силу того, что живет вдалеке от столиц – в скандалах и интригах не участвовал и не состоял. Шутка, кончено. А если серьезно…. Наверное, на сегодняшний день, хотя и прошло уже четверть века, ниша Аркадия Северного осталась свободна. Да, есть очень разные исполнители, однозначно – очень самобытные и яркие, но вот именно такого «человека с народа» — его нет. Многие, и я в том числе, так, или иначе, примериваем лавры и шляпу Аркадия Северного на Александра Заборского – это с одной стороны. С другой – отчетливо понимаешь, что есть он и есть новое самобытное явление, существующее отдельно от общей струи шоу-бизнеса, которая влилась и в жанр шансона. Тот самый человек, которого ждали.
Александр Заборский и те, кто с ним работает (энтузиасты-любители и собиратели жанра, называемые старомодным словом «коллекционеры») позволяют себе вещь роскошную, почти непозволительную – записывать то и так, как хочется, для души, для себя. Если скажут, что так можно замкнуться и остаться неуслышаным – нет, это не так, совсем не так. Есть очень разумный и трезвый расчет – не перенасытить концертами Заборского фонотеки и слушателя. Да, идет эксперимент – записали с одним составом, записали с другим, записали гитарные репетиции, записали Александра Заборского под рояль, записали дуэты. Прошу отметить одно очень важное обстоятельство – все это записывается живьем, без новомодных примочек и наворотов, то, по чему так многие соскучились – без синтетического звука. Не хочу никаким образом обидеть альбом «8 пуль», но оказалось, что синтезатор и примитивизм к вокалу Александра Заборского не очень подходят.
Сделаю шаг в сторону — в последние годы Заборский и его друзья не только много записываются, но много экспериментируют со звуком, авторами песен: Марк Арензон, Владимир Воронежский, Юрий Скорый и Фима Жиганец. Нужно отдать должное чувству текста, его наполнению и выигрышности. Александр Заборский не делает спектакли из песен, не делает шоу на сцене (если кто-то видел видео его концерта пару лет назад с презентацией программы «Блатные купола», поймет, о чем разговор). Он просто проживает все это, может быть, несколько суховато и статично, я бы сказал академично, если такое слово можно употребить в жанре шансона.
Каждый его альбом – событие, каждый его диск – ждут и ожидают, споры начинаются задолго до того, как он выйдет. Потом критикуют, восторгаются, говорят с уважением или пытаются там найти второй план, какую-то фигу в кармане. А ничего этого нет, есть большие по продолжительности альбомы, как в старые добрые времена, есть море обаяния и потрясающая манера пения. В интервью сам Александр Петрович недавно сказал: — Мне скоро пятьдесят и мне трудно что-то предъявить…. Имелось в виду, что альбомы писать на потребу публики можно, но уже совершенно не обязательно, не в деньгах счастье и не в их количестве, счастье в жизненном процессе. Может быть, Заборскому в какой-то степени повезло больше, чем тем, кто вращается в многомиллионном шоу-бизнесе – ему не надо думать о продаже. Не надо думать о студии и прочих очень ложных составляющих, в последние оды его главная забота – хорошо спеть, чтобы это за это было не стыдно. Часть песен он отбирает сам, часть ему предоставляют те люди, которые его записывают. (Кстати, делаю они это за свой счет и не сетуют на то, что это неприбыльно и на другие сложности). Проект (если так можно выразиться) «Александр Заборский» — проект некоммерческий, начавшись почти десять лет назад, он живет и крепко стоит на ногах, он самодостаточен. Небольшие элитные тиражи, пиратские копии – все это не обошло Заборского, а пираты – это важное мерило, если тебя переиздают пираты, значит – это хорошо.
Может быть, да и скорее всего, Александру Заборскому в какой-то степени даже повезло – он в достаточно стерильных условиях, вдалеке от шума городского Москвы, нет, не подумайте, что считаю Москву злом, просто…. Просто получается так, что вдалеке от нее иногда можно задуматься не о коммерческой составляющей, а о качестве – о качестве стихов, о качестве звука и сопровождения. За это более именитые и внешне успешные коллеги по жанру Александра Заборского и недолюбливают. Но это мелочи, если вас поругивают, значит – вы не зря живете и работаете. В последних альбомах Александр Заборский пробует свои силы и как композитор, получается это неплохо, хотя бы потому, что есть вкус, опыт и определенная старая школа, школа старого фольклора и хороших произведений, классики шансона. Разумеется, что он не Моцарт и не Бетховен, в нашем жанре этого и не требуется, главное – доходчивость, понятность и проникновение в уши и в душу, как говорил Владимир Высоцкий.
Действительно, за те три или более десятка альбомов, что записаны в последние годы Заборским, ему предъявить нечего, то, что выпущено – достойно и интересно, что не выпущено – ждет своего часа, своих аранжировок и своих музыкантов. Так получилось и оказалось, что техника ушла далеко вперед, теперь исполнитель может прийти в студию, напеть материал, а хороший звукорежиссер и продюсер потом приведет интересных музыкантов и ранжировщиков и они доведут все до ума и качества. Да, Заборский поет блатные песни, тот самый жесткий блат, от которого рафинированные эстрадники и исполнители отказываются и открещиваются, как могут. Сегодня, наверное, из старых мастеров только Константин Беляев и Александр Заборский могут себе это позволить, последний в большей степени. У него осталась та дворовая и самобытная манера пения, тот стиль подачи, которые безвозвратно уходят с альбомов и концертов жанровых исполнителей. Парадокс, этот стиль стал возрождать Андрей Макаревич, Алексей Козлов (эстрадник и джазовик) на проекте записей дворовых уличных и блатных песен.
Альбомы Заборского под гитару, под рояль – это отдельная тема для разговора, ему ТАКОЕ – позволено, у него это получается, от него порою большего и не требуют. Он воспитал и создал своего слушателя, свою нишу, свой остров, просто «душа поет вот так», без выкрутасов, без излишеств. Может быть, кому-то такой стиль, такое пение и не простили бы, а ему сходит с рук, уж простите за парадокс, просто «душа поет так». Не только блатом, не только перепеванием классики стал и знаменит Александр Заборский, у него есть свой репертуар, свои личные авторы, поет он их хорошо и с пониманием. Марк Арензон и Юрий Скорый, которых уже упоминал сегодня, того стоят, оба в теме, оба в жанре и оба всегда попадают в точку, как в свое время Владимир Раменский стал большой находкой дл песенника Аркадия Северного, так и эти авторы большая находка для Александра Заборского. Люди одинаковых возрастов, жизненного опыта и генетического склада, живущие в одно время и воспитанные в одной стране, им есть о чем поговорить и о чем рассказать людям. Александр Заборский создал свой репертуар, свою манеру и, как мне кажется, пройдет еще какое-то количество времени и сами люди будут эти песни петь, как народные, только вспоминая из чьего репертуара они взяты. Не авторами, увы или к счастью, живет и силен шансон, а песнями и исполнителями.
Александр Петрович, с юбилеем! Здоровья, удачи, новых песен и дисков! Хороших дорогих изданий, чтобы они неизменно становились коллекционными. Спасибо всем людям, кто помогает Вам все эти годы, кто записывает и издает, кто поминает Вас добрым словом!
Михаил Дюков