Шансон: Тасуются тузы и короли...

Шансон: Тасуются тузы и короли...

Традиционно 2006 год завершен и традиционно можно посчитать «вершки» и «корешки» жанра, которому никак не могут дать одно, устоявшееся, название…. Сразу могу сказать, что прогноз на год оправдался частично, альбомы, как это ранее предполагалось, выпустили Александр Дюмин, Александр Звинцов и Геннадий Жаров, правда, последний, в лице своей дочери Алены. Так же вышел двойной альбом Александра Новикова, но скорее промежуточный – это концертный вариант старой пластинки «Сергей Есенин» и новых песен. Остальные – Любовь Успенская, Михаил Шуфутинский, Иван Кучин, Слава Медяник решили отмолчаться. К сожалению, релиз альбома Александра Заборского «Паучок» ориентировочно перенесен на февраль 2007 года, хотя и записан в середине 2006. И обсуждать, что не слышала публика все же как-то не корректно, хотя он сразу может войти в десятку лучших дисков года.

Что случилось яркого в 2006 году? Первое – вышло очень много DVD, могу сказать, что даже есть некое ощущение преобладания видео над звуком, даже есть целые серии концертов исполнителей, но об этом чуть позже. Несомненно, порадовали: Александр Розенбаум «Я вижу свет» (вышел в конце 2005 года, но много говорили о нем именно в 2006 году), Григорий Лепс «Лабиринт», Сергей Трофимов «Ностальгия», Михаил Загот «Урюпинск-Москва», Жека «-40 с ветерком» и чуть раньше лирический сборник «Рюмка водки на столе», Сергей Ноябрьский «Загуляла женщина» и Вика Цыганова «Вояж-винтаж», Елена Ваенга «Шопен». Как ни странно, именно своей эстетичностью и продуманностью, альбомы, которые можно слушать и через год, думается, что и через два. Да, это в большей степени хорошая эстрада, без тюрьмы, фени и без блата (исключая только Александра Розенбаума – там есть пару вещей, восходящих стилем исполнения и аранжировки к началу легендарных 1980-х и дебюту тандема с «Братьями жемчужными»). Но, если отталкиваться от мысли, что шансон – это русская песня со смыслом, то вот вам и однозначные лидеры. Если перейти к «блатному» подразделу шансона, то выбор будет однозначно богаче: Юрий Куплетный с альбомами «Я незаслуженный артист…» и «Папироска моя», группа «Лесоповал» с альбомом «Улыбнись, Россия!», проект «4 масти» (вышел он в конце 2005 года, поэтому и упомяну его здесь), Александр Звинцов «Черный ворон» и Александр Дюмин «Стужа-зима» (уж простите, но это – блат чистой воды), Антон Яковлев «Полосатый альбом», группа «Бутырка» в конце года выпустила «Пятый альбом», Алексей Князев «Я ж не сдамся, я ж такой…», Таня Тишинская «Сибирь», Денис Стрельцов «Черный лебедь». Можно здесь же вспомнить Катю Огонек с альбомом с лаконичным названием «Катя», но опять же – издан в 2005, дошел широко в 2006, альбом хороший, крепкий, но – очередной для самой Кати Огонек, у нее есть определенная планка, от которой она почти не отходит. И в самом конце года «выпал козырной король из рукавов» — Виталий Аксенов с альбомом «Золото», очень сильная работа, как мне кажется – этот исполнитель, хоть спокойно и неторопливо раскачивается, может и на пятки некоторым начать наступать. Татьяна Кабанова завершила год пластинкой «Белое танго» — работа спорная по некоторым мнениям, с одной стороны, для певицы, записавшей альбом «С одесского кичмана», работа вроде как среднее, с другой – может это поиск, возможно, что Татьяне не стоит выпускать альбомы каждый год, больше заниматься репертуаром. В Армении вышел альбом Анатолия Днепрова, но, увы, не дошел до нашего слушателя, так что ничего про него рассказать не могу. Владимир Павлович Асмолов аж два альбома выпустил «Клюква в сахаре» и «Все впереди», Олег Митяев выпустил «всего» три альбома «Митяевские песни» в двух частях и «Запах снега» (конец 2005, поэтому считаем в 2006) и четыре издал Андрей Климнюк «Афганец», «Рота» и «Журавли» плюс еще «Золотая коллекция» (формат мр3) да еще два DVD плюс сборник стихов – однозначный лидер по изданиям в 2006 году. Этот не ирония, если человек выпускает, значит, это имеет спрос, замечу, что у Андрея Климнюка (даже если упрекать его в плодовитости) так же есть им же определенная планка в творчестве. Немного развернуто: — Юрий Куплетный с альбомами «Я незаслуженный артист Одессы-мамы» и «Папироска моя», на самом деле часть песен уже издавалась и ходила по рукам, но такого роскошного издания по качеству звука и оформлению давно не было. Одесский фольклор в лучших традициях Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных», данный двойник выпущен небольшим тиражом и, кажется, уже сейчас раритет. В принципе, с хорошими дисками так и должно быть – для коллекционеров, для любителей. — в какой-то мере продолжают традиции Аркадия Северного (вокально, стилистически) Денис Стрельцов и Эльдар Южный (в 2006 году у него вышли номерной альбом и сборник лучшего). Готовился альбом Мчислава и группы «Малый рынок», но не вышел, а жаль – редкое сочетание живого конферанса и яркого исполнения. — группа «Лесоповал» с альбомом «Улыбнись, Россия!», вот уж кто порадовал… потому как периодически начинаются разговоры, что группа исчерпала свой потенциал и пора в отставку, ничего подобного, после яркого диска «Свобода, блин!», да, был проходной «Винторез» и вновь удача. Новый диск возвращает нас к лучшим образцам первых альбомов группы – «Столыпинский вагон», «Я куплю тебе дом» и другие. — Антон Яковлев «Полосатый альбом», я бы сказал, что альбом концептуальный, как это пафосно не звучит. Яковлев выпускает свои альбомы редко, но как оказалось – метко, хит на хите. Причем вроде и стилистика внутри альбома очень разная (и традиционные мотивы и эксперименты с рэпом текстов, стилизированных под народные), но все легко одно к одному целостно и логично. Остается только по-доброму иронизировать, что парень с консерваторским образованием нашел своем место в таком не академическом жанре, как шансон и стал одним из его ярких и заметных фигур. — Александр Кузнецов после нескольких лет молчания издал качественный по звучанию и текстам альбом «Грошик», часть музыкантов из группы «Попутчик» (ранее работала с Михаилом Кругом, теперь – сольно и сессионно).

Одним из ярких альбомов года, тут даже спора нет, чем уникален по-своему Кузнецов – узнаваемым вокалом, хорошими грамотными текстами. Можно даже предположить, что это один из самых дорогих проектов в этом году, в смысле, по стоимости записи альбома, но это только предположение. — Сергей Наговицын «Под гитару» и Инна Наговицына «На свиданку». Остается признать, что Сергей Наговицын был и останется одним из самых интересных и образных авторов последних десяти лет. Даже очень академичный альбом из домашних и студийных записей под гитару не опровергает этого. Инне Наговицыной хватило такта и вкуса записать крепкий альбом с новыми аранжировками известных вещей, ничего не испортив и дав им новую жизнь. — Вика Цыганова «Вояж-винтаж» — певица вернулась в чем-то к стилю и образчику одного из своих первых альбомом «Клубничка», но есть свои особенного – русские тексты на мелодии зарубежных авторов.

Эксперимент уж знакомый, но вполне удачный, есть на диск и свой хит – «Прощай ностальгия», почти продолжение темы «Андреевского флага» и других. — группа «Бутырка» — как всегда на уровне, с приличными текстами, с улучшенными аранжировками, с хорошим юмором и иронией. — здесь нельзя не сказать про альбом Михаила Загота, наверное, один из немногих веселых альбомов. Мало того, что веселый и заводной, но и с текстами очень профессионально, чувство стиля, хороший слог. И еще два альбома здесь можно упомянуть (раз о веселье) – Анатолий Полотно и Федя Карманов с пластинкой «Гоп-стоп сало!» и Гриша Заречный «Тормоза придумали трусы». Первый в пседо-народной манере Верки Сердючки, второй – традиционно дорожной и шоферской тематики с жесткими экспериментами со словом и рэпом. Появилась одна тенденция, возможно, что это издержки того, что конце 1990-х и в самом начале 2000-х годов, пока аудиобизнес приходил в себя после дефолта, вышло некоторое количество дисков достойных исполнителей, но выходили они микроскопическим тиражом.

И вот теперь довольно приличная часть пластинок переиздана, часть очень интересна, поэтому и упомяну о ней: — Ефрем Амирамов переиздал аж три диска, хорошее издание, шикарная компиляция, правда, кое-что с повторами. Но если обсыпались старые кассеты, то очень стоило найти. — Яша Боярский переиздал наконец-то в Росси легально свой альбом «Сыктывкар» с новой аранжировкой, но почему-то под названием «Малина». На самом деле – классика жанра, сильный альбом по своему наполнению. Правда, все ждали от него новых песен. Ничего, подождем еще. — Слава Вольный «Песни ГУЛАГа», оригинал выходил в 1975, а переиздание случилось в конце 2005, а в Россию диск попал только в этом году. Тут без комментариев, достойный диск, ранее вроде не переиздавался. — Игорь Герман «Лучшее», те, кто не смог купить его альбомы ранее или они были на кассетах, получили массу удовольствия. Это тот исполнитель, которого можно комментировать коротко: Игорь Герман. И жанр, и стиль, и направление. Но, увы, не новый альбом. С другой стороны, что не издание – то достойное. — Такая же история с Катей Голицыной, в принципе, в конце 2005 года был хороший диск «Северный блюз» и в планах на 2007 уже есть диск, а это так, кто не слышал старых песен – сборник «По правде жизни». Чуть ли не единственная женщина в шансоне, которая вообще что-то сделала в 2006 году. — Сергей Кама «Десяточка», вообще-то это не переиздание, а ремиксовый альбом, Кама решил выпустить диск уже спетых песен в новых обработках. Что показал – роскошный исполнитель с тонким вкусом и чувством меры. — Владимир Лисицын «Левобережная», был издан году в 2001, и вот новое издание, дополненное акустическими версиями песен. Диск был большой редкостью, диск хороший и душевный, который обычно хранят для себя, чтобы послушать, подумать. Так что переиздан не зря. — Игорь Росписной «Не ждали», по сути дела – это переиздание диска «Срок». Как раз-то вот новый диск и ждали, а там – просто поменяли несколько песен, так что можно этот диск засчитать только как за переиздание. — Андрей Таланов «Пацаночка-пацанка», до этого выходил альбом «С добрым утром, потерпевший», и вокал вроде запоминающийся, и песни хорошие, но вот зачем опять компиляция из старого и немного нового?! Жаль. — Вилли Токарев «Здравствуй, Израиль!», опять та же история, 70 процентов альбом – это песни прошлых лет. Однозначно, песни хорошие, приятно их еще раз послушать, но так хотелось чего-то новенького. — Антон Яковлев и «Братья Жемчужные» с альбомом «Встречи на Невском», думаю, что кто не успел раньше найти этот диск или имел его только на кассетах – купит его обязательно.

Вообще, этот альбом должен войти в антологию «Братьев Жемчужных», если кто-то задумает таковую выпускать. Кратко о видео, которого выпущено очень большое количество, иногда не знаешь толком даже – то ли слушать альбом, то ли смотреть его концертную версию. С другой стороны, мне видео Ефрема Амирамова понравилось больше, чем сам его альбом «Вдохновение», оказывается, иногда интереснее смотреть, чем просто слушать. Интересные DVD вышли таких исполнителей, как Бока, Анатолий Могилевский, порадовал все тот же Жека, Александр Дюмин, Татьяна Кабанова, Владимир Асмолов. Это еще одна из сторон жанра, который старается сделать своих исполнителей узнаваемых не только по голосу, но и в лицо, что тоже иногда важно и приятно. В 2006 году среди издающих компаний сильно выделилась «Альфа рекордс», кажется, такого количества дисков новых и переизданий еще никто не делал, по моим подсчетам – около восьмидесяти дисков выпущено. Однозначно, это много, кто-то ворчливо заявил, что идет размывание жанра, но трудно не согласиться с тем, что при условии когда исполнителю очень сложно самому издаться и есть такие компании. Много новых имен: Демьян Закускин, Александр Черкасов, Алексей Князев, Сергей Волоколамский, Олег Протасов и многие другие. Издаются и мэтры: Владимир Асмолов, Иван Московский, Ильдар Южный, Катя Голицына, приятная редкость – Шура Каретный, из ближнего зарубежья издан Игорь Сивак, готовятся другие проекты. Так что самоценность этого проекта (самой компании и серии «Настоящий шансон» покажет время и тот материал, который будет издан.

В 2006 году и в связи со скоропостижной кончиной Юрия Севостьянова, и в силу других причин начался очередной серьезный передел шансонного музыкального рынка, ведь не секрет, что шансон уже стал одним из сегментов шоу-бизнеса, а значит: конкуренция, игры на понижение и повышение, рейтинги популярности и продаж. Все это коснулось и компании. Кстати, немного о рейтингах и популярности. «Классик компании» недавно выпустили игральные карты, где использовали лица исполнителей шансона, распределилось это следующим образом, что дает их представление о популярности: «Тузы»: Михаил Круг, Сергей Наговицын, Сергей Трофимов, Иван Кучин. «Короли»: Анатолий Полотно, Александр Дюмин, Виктор Королёв, Жека. «Дамы»: группа «Воровайки», Ирина Круг, Таня Тишинская, Катя Огонёк. «Вольты»: Сергей Любавин, Михаил Шелег, Виктор Петлюра, Владимир Черняков. «Десятки»: Катя Голицына, Юрий Алмазов, Михаил Гулько, группа «Пятилетка». «Девятки»: Леонид Телешев, группа «Колыма», Широков, Игорь Слуцкий. «Восьмерки»: Алексей Степин, Виктор Калина, Гера Грач, Степан Арутюнян. «Семерки»: группа «Там Америки нет», Сергей Ноябрьский, Андрей Климнюк, Ильдар Южный. «Шестерки» — по закону жанра таковых быть не может…… Так что если подвести итоги 2006 года, как ни банально будет звучать: стабильно, спокойно, ровно все прошло. Есть хорошие альбомы, которые каждый выберет для себя сам, купит, поставит на полку и будет периодически слушать или отправит в корзину. Что тоже естественно. Прогнозы? 2007 уже начался, уже вышли Геннадий Жаров, Александр Дюмин – год обещает быть насыщенным, поживем – увидим.

И отдельной строкой: в 2006 году ушли из жизни Юрий Севостьянов, Виктор Берковский и Николай Резанов…. Очень разные люди, один – издатель и продюсер, второй – бард, третий – дедушка русского шансона. Ничего не буду говорить. Светлая им память.

Михаил Дюков

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!