Николай Озеров: «В зоне тоже сидят люди и им тоже нужны песни …»
ОЗЕРОВ НИКОЛАЙ (р. 19.05.1979 г.) — автор-исполнитель. В 13 начал осваивать гитару, пробовать себя в поэзии, написал первые песни. Окончил 9 классов средней школы, учебу не продолжил. В 1996 году был осужден. Освободился в 2003 году, а до этого стал победителем конкурса на лучшего исполнителя песен Михаила Круга (Большие Перемерки, Тверской обл.). В 2005 году начал совместный с Ярославом Кожановым проект по записи сольного альбома «Снегири зимовники». Николай Озеров принимал участие в концерте памяти М. Круга (Тверь, 2003), Фестивале шансона (Юрмала, 2004), фестивале «Золотая Тверь» (2005), много гастролирует по России. Проживает в городе Дубна.
(из книги «Русский шансон: люди, факты и диски)
— Итак, Николай Озеров, город Тверь…
Николай Озеров: — Нет, город Дубна. В Твери я жил небольшой отрезок времени, но почему-то молва меня все время прописывает там…
— Хорошо, тогда рассказывай о себе, как оно есть на самом деле.
Николай Озеров: — Скромны парень (смеется), пишу песни, пою их.
— С чего эти песни начались?
Николай Озеров: — Элементарно. Все начиналось из далекого детства, когда мне было шесть лет и начал что-то перебирать, потому как отец и дед играли довольно неплохо. Что-то стало получаться и когда я освоил несколько мелодий, начал подбирать самостоятельно. Разумеется, обучался в кружках творчества, в школе занимался. А лет в 14 я уже взял гитару в руки, ведь во дворе играют, а я не играл и где-то за неделю освоил парочку блатных аккордов, что-то подбирал по слуху. И появились первые песни.
Не знаю, как это все получилось, но начал писать первые стихи, их на музыку накладывать.
— Кто-то повлиял на написание песен, кого-то в тот момент слушал?
Николай Озеров: — К тому времени я хорошо знал концерт Александра Розенбаума 1983 года «Заходите к нам на огонек», а так как Тверь была рядом, то позднее появились на кассете первые песни Михаила Круга, еще до альбома «Жиган-лимон». И, наверное, пришли какие-то эмоции, переживания от тех песен и захотелось сказать что-то свое на тот момент. Захотелось тоже стать известным, но какой-то определенной идеи не закладывалось, по-честному, очень уж серьезно я ко всему этому тогда серьезно не относился. Так вот и жил, окончил школу, но… завела меня кривая, как большинство в этом жанре, в тюрьму.
— Но если, опять же по-честному, то в жанре тех людей, кто сидел, всего человек пять, не больше…
Николай Озеров: — Ну, да, если по-честному… Я этого не скрываю, я всегда говорил и, наверное, буду об этом говорить, потому как откуда это все в песнях?! Ведь история создания сознательного творчества и пути началась оттуда.
— То есть там начал писать уже серьезно.
Николай Озеров: — Я когда туда попал, то еще хулиганил, а посадили меня в 17 лет, ну, что-то иногда писал немного. А вот уже года за два до освобождения, меня осенилось, что песни-то получаются неплохие и людям окружающим действительно нравиться то, чем я занимаюсь. Им хочется слушать эти песни. И я решил заниматься этим серьезно и поставил себе цель, что когда я освобожусь, то буду заниматься творчеством.
— Николай, если честно, я хотел объехать эту тему и не говорить о местах не столь отдаленных, но раз ты сам затронул эту тему, то немного об этом. Существует такое мнение, что если человек раз туда попал, то он никогда оттуда уже не выберется, из этой трясины. А ты, наоборот, начал там писать песни и после освобождения перестроил свою жизнь абсолютно.
Николай Озеров: — Есть такое дело, но я никогда не был убежден, что «оттуда» дороги на волю и к нормальной жизни нет. И что сел однажды, человек будет все время сидеть в тюрьме. Просто человек должен найти то, чем ему надо заниматься, чем он спасет себя, чем изменит свою жизнь. Я знаю массу людей и примеров, которые пройдя «это», сейчас живут благополучно, у которых все хорошо: семья, работа и любимое дело. У каждого человека есть шанс, я, например, верю в удачу и иду вперед.
— Существует такое мнение, что шансон существует на деньги воровских общаков. Скажи, сколько лично ты оттуда получил на запись первого альбома? Разумеется, это шутка.
Николай Озеров: — Ни из каких общаков я ничего не получил. Не знаю даже, где это находиться. Да, у меня есть друзья, которые, как и я, прошли эти места, но теперь все они порядочные люди, никто никого не режет и с ножом не гоняется. Так что это только миф и досужие вымыслы журналистов, ведь им тоже надо что-то кушать и кормить семью, тем более – песен писать и петь они не умеют. (Смеется)
— Хорошо, шутки шутками, но поговорим немного о первом альбоме «Снегири-зимовники». Как он был записан?
Николай Озеров: — Когда я работал с группой «Попутчик», мы записали третий альбом группы, в тот же момент я записал свой сольный первый диск, разуметься, не последний. Мы познакомились со скрипачом Максимом Гусельщиковым, сдружились и так получилось, что почти в один период ушли из группы. И я записывал свой диск с разными музыкантами, с кем нравиться работать: Виктор Соколов (баян), Артем Аксенов (клавиши) – талантливый парень, Алина Филиппова (бэк-вокал) – очень интересный голос у девушки, Валерий Гареев (гитара).
Так что это самостоятельный коллектив, когда кто-то говорит, что похоже по стилю на группу «Попутчик», а у нас просто похожий состав инструментов, вот и все. Нам нравиться играть на концертах живьем и люди всегда довольны, кто побывал, тот оценит нашу работу.
— С концертами в месте «не столь отдаленные» ездишь?
Николай Озеров: — Честно сказать? Да, когда приглашают и зовут, еду. Не вижу ничего в этом такого ни особенного, ни ужасного. Там тоже люди и им тоже, может быть даже больше, нужны душевные песни.
— Я читал где-то в печати, что одним из толчков к занятию творчеством стало твое участие в фестивале песен Михаила Круга, когда ты еще находился «там».
Николай Озеров: — Да, такое было. Я пел песни Михаила Круга, чисто для себя, для людей, мне это нравилось. Когда случилось это несчастье с Михаилом Кругом, я находился как раз в тверской колонии, до нас быстро дошла эта новость. И я с ребятами сделал большой концерт, часа, наверное, на три памяти Михаила Круга. Мы даже тогда не знали, что позднее появиться фестиваль его песен. Тогда же появились в моей жизни Леонид Телеш, Ирина Круг, Зоя Петровна, мама Михаила Круга и они организовали в другой колонии такой фестиваль. И в конкурсной программе выступил я с песней «Кольщик», тогда было единогласное мнение, что самое лучше исполнение – у меня.
— Интересно, но ведь песня «Кольщик» очень не простая…
Николай Озеров: — Да, не простая…. Когда фестиваль кончился, все успокоилось… Чуть позже я освободился и Леонид Телеш и Зоя Петровна пригласили меня на первый фестиваль памяти Михаила Круга, где я и выступил по сути дела впервые. Ни записей своих, ничего у меня не было. Спасибо Леониду Телешеву огромное, в тот момент он помог мне с работой. Я пришел и сказал: «Помогите, пожалуйста, с работой. Когда человек «вышел», жить на что-то надо». И вот я начал работать, пел в ресторане, познакомился с группой «Попутчик» и они пригласили на совместные концерты, запись альбома. И проездил я с ними, наверное, года полтора. В этот период мы записали третий альбом группы «Ша!». А дальше творчество наше разошлось, я считаю, что в творчестве человек индивидуален, а когда группа – то это ответственность всего коллектива. Я уже начинал сольные концерты давать потихоньку и мы без обид расстались.
Не прошло и месяца, Максим Гусельщиков ушел из группы «Попутчик», мы начали записывать мой альбом «Снегири – зимовники». На самом деле, перед тем, как мы приступили к записи альбома, каждая песня, каждая аранжировка была взвешена, обкатана на гастролях перед публикой. Например, каждый концерт, мы вставляли в программу по три новых песни и по реакции зала мы уже понимали, какая песня должна записываться, а какой время еще придет. И, по общему мнению, альбом получился разносторонний и вроде хороший.
Хочу сказать и еще об одном человеке, который сыграл важную роль в записи этого альбома и во всем моем творческом пути, это Ярослав Кожанов, мой продюсер и директор. Но, прежде всего, это мой большой друг. Мы с ним встретились, наверное, года три с половиной назад, у группы «Попутчик» был концерт в казино в Москве. И после концерта подошел человек, оказалось, что он хорошо нас знает, разговорились. Слово за слово, он спросил, откуда я? Я сказал, что из Дубны, он предложил подвести, по дороге заехали в ресторан, там выпили-закусили… По дороге разговорились, вот с тех пор дружим и работаем вместе. Ярослав никогда не представлял, что он будет заниматься продюсированием, будет директором, он вообще себе этого не представлял, да и я себе этого тоже не представлял. Вроде так ездили по концертам, какие-то Ярослав стал организовывать, а год назад он вплотную взялся за дело. И его сегодня знают в разных городах очень многие люди, которые имеют к жанру отношению. Человек занимается дело и на сегодня помог не только мне, но и многим другим исполнителям, например, Александру Казанцеву. Наверное, это счастье, когда в одном лице и друг, и продюсер, и концертный директор, наверное, такого нет ни у кого.
— Николай, все же вернемся к творчеству.
Николай Озеров: — Альбом «Снегири – зимовники» вышел в феврале 2007 года очень небольшим тиражом, был большой концерт по этому поводу, шел он почти пять часов, приехало много исполнителей. Например, Саша Дюмин, Вили Токарев, Вера Снежная, Виктория Гранкина и много других исполнителей. Выпустила его одна компания, но как-то не повезло и тогда мой директор Ярослав Кожанов, прошелся по компаниям, раздал диски и очень скоро меня пригласила одна большая фирма, мы с ними подписали контракт на выход пластинок. Так что процесс налаживается, переиздание альбома планируется на 1 октября 2007 года и это уже будет реальный выход с большим тиражом, то есть любой человек реально его сможет найти в любом городе страны, в любом ларьке музыкальном.
— Какие планы на ближайшее время?
Николай Озеров: — У всякого артиста, наверное, элементарные планы: хочется написать побольше хороших песен. К этому я отношусь очень внимательно и строго, потому что каждая хорошая песня, это как свет в окне. У меня, например, есть песен пятьсот, наверное, но только двадцать из них я сам принимаю, это я говорю образно, не конкретно. Но ведь я пишу не только себе, мои песни поют и другие исполнителя, думаю, что их со временем будет еще больше. Поэтому, каждая песня, это большой труд. Хорошая песня рождается моментально, но чтобы ее родить, нужно много дней и ночей сидеть и просто писать. Есть много тем, есть удачные образы, но связки и подбор слов в написании песни – это очень серьезный момент. Я никогда не выпущу песню слушателю, если где-то меня не устраивает какое-то слово, потому что когда ты что-то от себя даешь, то это должно быть только лучшее. Для меня лучше написать не много разных песен, а за год песен пять и это важно для меня.
— Что бы ты пожелал своим слушателям?
Николай Озеров: — Главное, чтобы все были живы, чтобы всем сопутствовала удача ив нее обязательно надо верить. Потому что хорошее есть, даже если сегодня не совсем все удачно, завтра обязательно все будет хорошо.
— Спасибо за беседу, Николай, удачи и новых песен!
Николай Озеров: — И вам спасибо.
Беседовал Михаил Дюков
Август 2007 года, Калининград