Максим Кравчинский «История русского шансона. Большая книга», 2012
При всей пафосности названия издания и рекламной шумихи вокруг новой книги Максима Кравчинского, большинство тех почитателей жанра, кто интересуются темой не первый год, с трудом найдет здесь что-то новое для себя. Часть материала перекочевала из прежних изданий Максима Кравчинского, часть достаточно неплохо компилирована из общедоступных материалов в инете и печатных СМИ. Несомненно, такие работы нужны и интересны – доступным языком рассказывается об истории жанра шансона, о его ярких представителях. Но надо отдать должное кропотливости, с которой Максим Кравчинский собирает этот материал, выискивая в немногочисленных публикациях алмазы. Сегодня, увы, слово «шансон» в устах некоторых неграмотных и узколобых журналистов иногда выглядит несколько экспрессивным и даже маргинальным, а это не так. Русский шансон – это русская песня, очень разная, звучащая от ресторанов Японии до кабачков Нидерландов.
Также огорчает вторичность материала и идей в книге, что говорит о некоторой не профессиональности автора, при использовании материала необходимо указывать источники, а не стыдливо отводить в сторону глаза, выдавая это за собственный эксклюзив. А уж казус с фамилией короля русского шансона Михаила Шуфутинского грозит превратится в небольшой скандал, здесь он указан через «а» — Шафутинский. Грустно.
В любом случае, такие издания, несомненно, нужны, пока в России мало пишут о шансоне, об артистах, пока исполнители этого жанра больше узнаваемы по голосам, чем в лицо, что, несомненно, несправедливо и обидно. «История русского шансона» — это еще один грамотный и яркий рассказ о русской музыке, русской эстраде, где бы не пели и где бы не находились эти исполнители – непосредственно в России или за рубежом. К сожалению, издатели в нашей стране иногда (и, кстати, совершенно напрасно) пугаются слова «шансон» и с неохотой печатают такие издания, а совершенно зря, если учитывать, что эту музыку слушают около 53 процентов россиян, то потенциальная покупательская аудитория этой книги – огромна.
С другой стороны, такие книги и являются тем небольшим ручейком, из которого потом вырастает большая река.
Михаил Дюков blatata.com