Белогвардейский романс прозвучал в Доме Булгакова
Вчера в Доме Булгакова на Б.Садовой, 10 автор-исполнитель из Германии Владимир Тиссен представил на суд московской публики песни из будущего альбома «Клятва».
Каждая вещь новой концертной программы посвящена Белому движению, Гражданской войне и трагедии русского исхода. И каждая заставляет не просто слушать, а сопереживать. Но об этом позднее…
Все ценители жанра хорошо знают, что белогвардейская тема была очень популярна на рубеже 1970-1980-х годов. Романсы о «господах офицерах» вошли в моду, когда герой Владимира Ивашова в трилогии «Неуловимые мстители» (1968) блестяще исполнил пронзительную балладу «Русское поле».
Вслед за этим «белогвардейский романс» зазвучал в исполнении Аркадия Северного и Александра Дольского, Юрия Борисова и Валерия Агафонова, Андрея Никольского и Александра Розенбаума, Жанны Бичевской и Виктора Верхотурцева. Обращался к нему и Владимир Высоцкий.
В восьмидесятые модную ноту подхватили эмигранты. Легче вспомнить, у кого из героев «третьей волны» не было в репертуаре композиций о «поручиках» в «новеньких мундирчиках». Законодателем традиций здесь, без сомнений, стал Михаил Гулько. В 1981 году на обложку своей дебютной пластинки он даже снялся на фоне русской церквушки, одетый в офицерскую форму загадочного полка.
Почувствовав интерес слушателей, песни «Белого дела» стали включать в свои альбомы Люба Успенская и Анатолий Могилевский, Михаил Шуфутинский и Евгений Кричмар, Слава Медяник и Альберт Корабельников, Саша Царовцев и Лев Пильщик.
А потом в бурном море эмигрантской эстрады случился отлив, «третья волна» сменилась четвертой и песни о Белой гвардии, казалось, навсегда потеряли былую популярность.
Однако, не мною замечено, что каждые двадцать лет (когда на смену былым кумирам приходит новое поколение) происходит возврат к темам, событиям, мелодиям и, что главное, — их переосмысление.
Так случилось и на этот раз. Эмигрант, наверное, уже «пятой волны» Владимир Тиссен решился обратиться ко времени в судьбе России, о котором, казалось бы, многое уже сказано.
Многое, но как убедительно показал Тиссен, далеко не все.
Работа над программой клятва началась более трех лет назад. Начало ей положило знакомство Владимира с Николаем Ивановичем Ждановым-Луценко.
Это человек обширного дарования. Он и поэт, и историк, и общественный деятель, директор Московского Дома Соотечественника…
Рассказывать о нем можно долго. Но главное, что Николай Иванович является автором блестящих, красивых и глубоких стихов, посвященных русскому офицерству, казачеству, жизни наших соотечественников «на дальних берегах изгнанья».
Пожелтевшее фото военных традиций,
Юнкера, офицера – в едином строю,
Присягая лишь раз, негрешно помолиться,
За царя, за Отчизну, за веру свою
Три гудка, три коротких гудка старика-паровоза,
Разбудили в хмельной голове неподкупную грусть,
Егеря на загон, да борзые в хмельные морозы
Я вернусь, господа, я вернусь, я вернусь…
Неудивительно, что его произведения не оставили Владимира Тиссена равнодушным. Рифма за рифмой, нота за нотой, долго и трудно рождались песни для альбома «Клятва». Но результат уже впечатляет.
Я говорю — уже, потому что работа над пластинкой еще не закончена. Пока записано 8 песен на стихи Жданова-Луценко, а также несколько произведений
на слова поэтов «первой волны». В частности, одного из величайших мастеров «белой лиры» казака Николая Туроверова. Наверняка многие помнят его стихотворение «Уходили мы из Крыма среди дыма и огня…»
Музыку для всех композиций написал сам Владимир Тиссен.
Московский концерт стал третьим за всю пока недолгую историю программы «Клятва». Премьера состоялась весной в Баден-Бадене, затем был концерт в городе Владимир и вот – встречай, столица!
Открыл концерт известный телеведущий, шоумэн и поэт-песенник Сергей Грушевский.
И пусть публики на первом московском выступлении было немного, Владимир Тиссен подошел к делу со всей ответственностью. Чего стоит только концертный костюм: как влитая сидящая на высоком и статном артисте форма офицера-корниловца.
Нельзя не отметить и тщательно подобранный под каждую песню видео-ряд с кадрами хроники Гражданской войны и фрагментами всеми любимых фильмов.
Стильной и красивой оправой для стихов и визуальных эффектов стала очень эффектная аранжировка, помогающая восприятию мощнейших текстов.
В зале наблюдалась очень разноплановая публика: поклонники жанра со стажем и молодежь, офицеры казачьих войск и, кажется, случайно забредшие «на огонек» булгаковские барышни. Однако воплощенные в песнях Владимира Тиссена образы, символы и герои не оставили равнодушным никого. Доказательством тому две песни, спетые на «бис» и самые горячие аплодисменты.
В завершении вечера с московским дебютом поздравил соавтора Николай Иванович Жданов-Луценко, а потом несколько своих песен исполнил для собравшихся сотрудник Дома Русского Зарубежья им.Солженицына, популярный бард Виктор Леонидов. Символично, что именно благодаря усилиям Леонидова в 1989 году впервые в России были опубликованы стихи Николая Туроверова,
а впоследствии увидела свет книга «Двадцатый год, прощай Россия!».
Отзвучал последний аккорд, но расходиться никто не спешил, потому что всех ждал небольшой фуршет. Среди гостей были замечены шансонье и президент фестиваля «Черная роза» Николай Смолин, создатель моно-спектаклей по произведениям Вертинского и Утесова Сергей Федотов, журналист и коллекционер Андрей Шарунов и масса других интересных личностей.
В кулуарах Владимир Тиссен сообщил, что планирует выпуск альбома «Клятва»
в конце 2016 года, как символический культурно-патриотический проект памяти всех русских людей, ставших жертвами кровавого революционного водоворота.
© Максим Кравчинский kravchinsky.com)
Специально для сайта «Классика русского шансона». Фото автора.