Игорь Азаров: «Есть хорошие песни и есть плохие, остальное - болтовня…»
Игорь Азаров (р. 21.01.1961 г.) – композитор родился в городе Павловске Воронежской области. В 1982 окончил вокальное отделение музыкального училища при Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В этом же году попал в ленинградский ансамбль «Поющие гитары», а после службы в армии — солист в оркестре «В ритмах века». К 27 годам молодой автор и исполнитель своих песен Игорь Азаров получает всесоюзную известность. В 1989 году он стал лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня года» с песней «Мост качается».
— Игорь, в 27 – уже известный композитор, в 28 – лауреат «Песня года»… Слава голову не вскружила?
— Нет, мне повезло. Меня научили относиться ко всему с пониманием и юмором. К тому же, открывались новые возможности для роста, времени не хватало на эту ерунду. Да и, честно говоря, славы-то особой не было – ну, в булочной продавцы стали узнавать (улыбается).
— Кстати, наверное, сейчас мало кто помнит и знает, что у вас в багаже и два сольных альбома….
— Это правда. И один из последних дисков-гигантов на виниле, выпущенных фирмой «Мелодия» «А влюбленным море по колено». Я готовил полноценный альбом для выпуска на фирме" Союз", но случился дефолт и альбом не вышел… Не повезло.
— А вообще… композиторству можно научиться или – талант или есть, или его нет…?
— Я стал сочинять песни от безысходности. Я закончил музучилище по классу вокала и мечтал петь на сцене, ждал, что меня завалят суперхитами, но чуда не случилось, несмотря на то, что мне, совсем молодому исполнителю везло — мне открылось радио, я начал записывать песни ленинградских авторов, но шлягерами там и не пахло.
И я включил голову, стал придумывать свою азаровскую песню. И получилось. Моя первая песня «По лужам» стала популярной. А потом проснулся интерес. А когда ко мне стали обращаться известные артисты с просьбой сочинить им песню, то стало интереснее вдвойне, да так, что моя сольная карьера как-то отошла на второй план. О чем я сейчас не жалею.
— Вы работали с такими артистами – Эдита Пьеха, Таня Буланова, Сергей Чумаков, Ирина Аллегрова и Ирина Понаровская… и вдруг – Любовь Успенская, Ирина Круг, Кира Дымов… сменили амплуа?
— Почему? Я как сочинял традиционную эстраду, так и сочиняю. Меня называют мелодистом, и я с этим соглашусь. А исполнители примеряют каждую песню на себя, и от этого появляются ярлыки — несколько моих песен удачно записала Надежда Бабкина, но я ведь от этого не стал «народным» автором, хотя стилистика эта мне близка. Это мои корни. Я мечтал работать с Успенской, Люба внесла свою неповторимую интонацию в мои песни — их стали почему-то называть шансоном. Я бы так сказал — я пытаюсь сочинять ХОРОШИЕ песни, которые потом будут петь люди. И все.
— Коллеги не упрекают, что ушли в «блатной» жанр?
— Я ответил на этот вопрос уже. Я никогда не уходил в " блатной жанр". У меня нет таких песен. Можно говорить о стилизациях, но это не чистый жанр
— Кстати, как профи объясните – есть принципиальная разница между музыкой «шансон» и эстрада… попса?
— Есть хорошие песни и плохие. В любом жанре. Все остальное — болтовня. Как пели в России «Цыганочки» протяжные или «Семь-сорок», так и поют. А все модные стили у нас не приживаются. Это мое мнение. Кто-то думает иначе.
— И еще одни вопрос, как к профессионалу, сейчас и на эстраде, в шансоне много любителей…. Людей, кто сам поет и сам пишет себе песни – это хорошо, нормально… или беда?
— Это не хорошо и не плохо. Это факт. Для музыкальной индустрии это плохо. Долгий разговор. Я считаю, что каждый должен чему-то учиться, прежде чем как-то называться. Я вот сочинил очень много песен, которые знает, любит и поет вся страна, а называть себя композитором до сих пор стесняюсь. Хотя, наверное, я композитор-песенник. И сочинить песню, на мой взгляд, самое тяжелое дело. Профессионалы меня поддержат. Но музыке я учился.
— А вообще, по вашим подсчетам, сколько песен вы на сегодня написали?
— Я не считал. Только на дисках и записано более трехсот, кажется. Но я пока еще сочиняю (смеется).
— Для Киры Дымова вы написали песни на стихи Бориса Рыжего, Нина Искренко…. Не самые удобные поэты-песенники. Откуда такой выбор? Особенно – Борис Рыжий…
— Борис Рыжий великий поэт. Я сочинил еще одну песню на его стихи. Пока не определился с исполнителем. Песня по-моему сильная, мужская…. Я с большим интересом открываю для себя талантливых поэтов и стараюсь по возможности сочинить песню, если меня это задевает и трогает. Названные поэты ушли из жизни, а мне хочется, чтобы как можно больше людей о них и о их творчестве узнало — песня ведь массовый жанр. Такая моя миссия, если хотите.
— В плане музыки, что сами слушаете, что сами любите?
— Хорошую музыку. Все временами. Сейчас слушаю итальянцев, португальцев. Могу целый вечер слушать Земфиру. Очень люблю наше ретро – Майю Кристалинскую, Ларису Мондрус, Людмилу Зыкину, Валерия Ободзинского.
— Вы работали с Михаилом Таничем…. Немного о нем, о работе с ним расскажите…
— Мне повезло. Мэтр песни обратил на меня, молодого парня, внимание, пустил в дом, доверил свои стихи. Для меня Михаил Исаевич никуда не уходил, он жив. Я с ним всегда общаюсь, особенно когда мне бывает плохо, и он мне всегда дает правильные советы. Так было в моей реальной жизни, и я, конечно же, вру — мне его очень не хватает. Особенно сейчас, когда я становлюсь старше. Но я очень хотел бы быть похожим на него. И в профессии и в жизни. Он большой человек.
— Вы много работали и работаете с поэтессой Региной Лисиц – что ждать слушателям от этого тандема?
— Регина — это планета. Это мое второе «я». Но так бывает, как выяснилось, что пути могут разойтись, а почему — ответа нет ни у кого. Просто так случилось. Это грустно. Но ничего с этим не поделать. Надо жить дальше
— Ближайшие творческие планы?
— Я сейчас работаю с певцом Кирой Дымовым, и все мои планы так или иначе связаны с ним. Я верю в этого артиста и хочу, чтобы он стал Большой звездой. Вот готовимся к серии больших сольных концертов в Витебске и Питере. Там будет звучать много моих песен, и новых в том числе. И я, конечно же, не забываю других моих артистов. Ждите новые песни у Любы Успенской, Ирины Круг и Зары.
— Ваши пожелания слушателям Ваших песен и читателям этого интервью.
— Здоровья, любви и самое главное — Мира всем нам. Спасибо!
— Спасибо Вам за беседу!
— И вам удачи!
Михаил Дюков, специально для сайта «Классика русского шансона»
6 сентября 2014 г., Санкт-Петербург — Калининград