История создания русского шансона
Русский шансон – собирательный термин, придуманный в девяностые годы. Зачем надо было его придумывать? Ответ достаточно банален. Появились издательские фирмы, которые планировали занять достаточно маргинальную, по мнению обывателя, нишу. Блатняк, блатную песню, блатату, хулиганские песни стало можно издавать официально. Новая власть разрешила множество хороших вещей. Но как корабль назовешь, так он по морям ходить будет. И был изобретен термин «русский шансон». По аналогии с французским шансоном. В стабильные нулевые приставка «русский» отвалилась, остался просто «шансон». Во-первых, проще. Во-вторых, внезапно выяснилось, что шансон бывает военный, кавказский, армянский, дагестанский, лирический, красивый, суровый и даже детский. И что особенно доставляло – исторически он был еврейский. С истории и начнем.
В начале нулевых, когда «Классика русского шансона» была молодой, мы много спорили в форуме. Доказывали, что «жанр опопсел», «песни уже не те», «вот раньше было». Сев писать эту статью, я решил вспомнить ту самую блатную классику. И что же вышло? Та самая золотая классика оказалась сатирой с большой долей глума («Мурка», «На Молдаванке музыка играет»). Порой сатира скатывалась до троллинга 81-го уровня («Стою я раз на стреме»). Это были стихи времен НЭПа. Дальше пошло еще веселее. После войны появилось много ветеранско-нищенских опусов («Папиросы», «Батальонный разведчик»), где юмор крутился вокруг потерянных в войну конечностей. Серьезно их почти не исполняли. Песни были написаны на еврейские мотивы, что как-бы намекало – шансон совсем не русский. Единственное, что удалось вспомнить – «Искры камина». Что-то еще крутилось в голове из подпольных исполнителей шестидесятых годов под гитару, но конкретных произведений опять же вспомнить не получилось.
Ситуацию в корне поменял Юз Алешковский. Он написал серию песен, которая стала настоящей лагерной классикой. Такие золотые хиты как «Окурочек», «Товарищ Сталин», «Лесбийская», «А ты хохочешь». Казалось, найден философский золотой камень шансона, от которого все завертелось. Но и тут облом! Если тщательно проанализировать произведения Алешковского, то видно, что герои его сюжетов – политзаключенные, интеллигенция. К уркам и блатным песни Юза отношения не имеют.
Вы спросите: «А кто же тогда создатель всего сущего блатняка? Кто та самая мякотка?» А я отвечу: «Это Владимир Высоцкий». Только у него впервые появился полноценный цикл блатных песен. И до сих пор никто не смог сочинить лучше. Правда, есть исполнители, сделавшие большой вклад в жанр. Вот они:
- Аркадий Северный. Легенда шансона. Перепел массу подпольной классики. Дал дорогу новым песням, специально написанным для него.
- Константин Беляев. Король песни шуточной, сатирической, антисоветской. До него нигде такой жесткой сатиры не было. Впрочем, вместе с ним она и умерла. Не нашлось равных ему.
- Александр Розенбаум. Возродил еврейско-одесский шуточный цикл. Вернул исполнение от оркестра обратно к гитаре, доказав, что при большом таланте аранжировка в шансоне не главное.
- Александр Новиков. Осовременил стилистику песен и их аранжировку, чем заложил основы для всего современного шансона. Доказал, что аранжировка хоть и не главное, но хорошая – вполне не помешает.
Вот те пять фамилий, включая Высоцкого, которые сделали жанр таким, каким мы его знаем сегодня. Я не назвал многих без сомнения крупных исполнителей шансона (Владимир Сорокин, Владимир Шандриков и т.п.), но речь сейчас только о тех, кто изменил жанр.
Что же из себя представляет современный шансон? Это жанр, вобравший в себя весь спектр музыкальных направлений в российской авторской песне. От произведений о тюрьме до стихов о любви, от песен о войне до частушек и сатирических куплетов. Если начинался он как маргинальный жанр, то сейчас концерты проходят на крупных музыкальных площадках вплоть до Кремлевского зала. Если изначально песни были записаны на еврейские мотивы и джазовые хиты середины прошлого века, то сейчас музыку шансона пишут профессиональные композиторы.
Сайт «Классика русского шансона» с 2000-го года рассказывает на своих страницах о музыкальных новостях русского жанра. У нас всегда можно узнать о выходе новых альбомов, посмотреть фоторепортажи с мероприятий в стране и за ее пределами. Название Blatata – дань шуточным сатирическим куплетам середины двадцатого века, которые приятно послушать даже спустя десятки лет после написания. Потому что Blatata – это классика. Классика русского шансона. Оставайтесь с нами!
Виктор Золотухин, 2015