Михаил Бурляш: «Надеяться надо на лучшее - мысль материальна…»
Михаил Бурляш находится в заключение уже не первый год, но это никак не мешает ему писать и издавать книги, сочинять и петь песни… Накануне выхода нового сборника Михаила Бурляша мы связались с ним и поговорили о новых песнях, о новом диске и о планах на будущеее.
— Михаил, год назад ты выпустил свой дебютный альбом «Шансон ХХ века», в который вошли необычные кавер-версии известных хитов шансона. Чем удивит слушателей твой новый альбом «Я вернусь!» (песни, спетые в неволе)?
— Думаю, что альбом «Я вернусь!» скорее порадует, чем удивит. Не смотря на то, что в нем собраны песни, спетые в неволе, даже самые грустные из них проникнуты предвкушением скорого свидания со свободой. Песни «Весна в сентябре», «Свобода», «Напиши мне письмо» — практически открытым текстом говорят о том, о чем мечтает каждый, оказавшийся в неволе.
В пластинку вошли следующие песни:
2. Владимирский Централ
3. Подруга-неволя (Куй)
4. Свобода
5. Весна в сентябре
6. Шубка-мурка
7. Напиши мне письмо
8. Свиданка
9. Человек в телогрейке
10. Бутылка красного для Аси
11. Гоп-стоп
12. Малолетка
13. Отец
Bonus tracks
Вишневая песня
Белая скатерть
— Альбом начинается с песни «Девочка-весна». Многие видят в ней музыкальный отклик на песню Лозы «Зима»…
— Ну, если у Лозы девочка-весна спит себе спокойным сном, то у меня она уже проснулась! «Девочка-весна» была самой первой песней, которую я написал – и вот уже четвёртый год она проходит мимо. Видимо у неё и правда длинные ноги, раз я никак не могу за ней угнаться. В альбоме «Я вернусь!» вообще собрано много моих первых песен. Их легко узнать по затейливому миксу грусти и удали, по их яркой «шансонности» — «Подруга-неволя», «Бутылка красного для Аси», «Шубка-мурка». Я очень люблю эти песни, потому что они стали первыми ласточками творчества в мрачной темнице моих лагерных лет.
— Михаил, вот ты сказал насчёт «шансонности». Но, разве, выбирая шансон в качестве музыкального направления своего творчества, певец не может поэкспериментировать с другими жанрами?
— Жанр не диагноз и не приговор. Я считаю, что музыкальные эксперименты не только разнообразят творчество, но и помогают музыканту и его слушателям лучше понять друг друга. Шансон сам по себе очень многоликий жанр, в нём не может быть тесно. И тем не менее, лично мне безумно интересно нарушать его границы и вторгаться на «чужую территорию». Тем более, что иногда рождаются тексты, которые диктуют немного иной подход к построению музыкального рисунка песни, к подбору инструментов, к стилю и насыщенности аранжировки. В альбом «Я вернусь» закрались два моих «эксперимента» — это песня «Свиданка», исполненная в стиле «босанова» и композиция «Белая скатерть» — чистой воды рок-баллада. Не смотря на то, что по стилю они несколько выпадают из понятия «шансон», они очень гармонично вписались в альбом, что, на мой взгляд, доказывает одну простую истину: музыка бывает хорошая и не очень, а всё остальное – дело вкуса.
— Песни в этом альбоме – продукт чистого творчества или автобиографичные произведения?
— Большинство моих песен рождается из жизненных ситуаций. Творческие люди хорошо знают, что сильные эмоции часто становятся источником вдохновения – и не важно, драматические это переживания или приливы счастья. Альбом «Я вернусь!» вполне можно назвать автобиографическим. Были в моей жизни и «гоп-стопы», и ожидания писем и свиданок, и нежеланная «невеста» — неволя. Песня «Отец» — это мой низкий поклон и признание в любви отцу, у которого была непростая жизнь, как и у большинства людей его поколения. Ещё одна композиция –«Вишневая песня» — посвящена трагически погибшей подруге, настоящей Женщине, Другу и Человеку, за короткую встречу с которой я буду благодарить Судьбу до конца своих дней.
— Я знаю, что в альбом «Я вернусь» вошли несколько песен из твоего дебютного диска «Шансон ХХ века. Кавер-воспоминания». Не хватило нового материала?
— За три года творчества материала накопилось столько, что хватит на десяток дисков! Но я действительно выбрал для нового сборника несколько песен из первого диска – они идеально вписались в стилистику альбома, оттенив его главный посыл, или, как сейчас говорят, message. Каждому человеку, даже самому бездомному страннику и самой неприкаянной душе, необходимо, чтобы его кто-то ждал, чтобы ему было куда вернуться. Особенно это важно для тех, кто «отбывает» — чтобы не размущиниться, не расчеловечиться… Увы, многим возвращаться некуда. Дом, любимые и родные живут только в их воспоминаниях… И добрые старые песни способны поддержать этот тлеющий в душе огонёк памяти. Лично для меня такой песней стала «Малолетка» («Птичий рынок»), кавер-версию которой я посвятил памяти Сергея Коржукова и Михаила Танича, которых безмерно уважаю, которые своей жизнью и творчеством подали пример искренности и силы духа.
— Михаил, я знаю, что за многими твоими песнями стоят интересные сюжеты – или история создания, или необыкновенная судьба героев песни… Есть ли в альбоме «Я вернусь» песня «с историей»?
— В этот раз я пошёл дальше. Одновременно с музыкальным альбомом в одном из издательств выходит сборник рассказов, который называется так же, как и диск – «Я вернусь!» Рассказы и стихи последних лет собраны в книге по темам «Незабываемое», «Лагерные истории», «Жить с улыбкой веселей», «Лирика». Читать книгу рекомендую под песни из альбома, потому что именно под эти песни герои рассказов живут, разговаривают, любят и ненавидят. Поют их, слушают по радио и цитируют в письмах… Надо отметить, мои песни очень гармонично вписываются в их жизнь. И я искренне надеюсь, что так же гармонично они впишутся в жизнь слушателей нового альбома!
— Михаил, некоторые шутники уже успели дать тебе прозвище «Шварц», потому что в буквальном переводе на английский название твоего нового диска звучит как знаменитая фраза из «Терминатора» — «I'll be back!»
— Мне повезло в том плане, что меня не только окружают шутники, но я и сам шутник! И ничего не имел бы против такого звучного прозвища – только послушай, как звучит: «Миша Шварц»! – если бы не был так сильно привязан к своей бурлящей фамилии. Ну а тем, кто до сих пор помнит фразы из «Терминатора», хочу напомнить ещё одну, которую, надеюсь, скоро скажу тюремным стенам – «Hasta la vista, baby!»
— И когда это будет?
-Чем больше людей послушает диск – тем скорей. Мысли материальны и поддержка слушателей наверняка поможет осуществиться моей мечте о свободе как можно быстрее!
Беседовал Михаил Дюков, 20 января 2014 года