Александр Вертинский

Александр Вертинский

Александр Вертинский (1889–1957) — выдающийся русский певец, поэт и композитор, который оставил неизгладимый след в культуре XX века. Его жизнь и творчество пронизаны духом русской эмиграции, а его песни отражают как ностальгию по родине, так и трагические судьбы людей, вновь и вновь сталкивающихся с несчастьями.

Александр Вертинский родился 22 марта 1889 года в Киеве в семье, где музыка и литература играли важную роль. Он рано проявил интерес к искусству, но его путь к вершинам сценического мастерства оказался нелегким. После окончания гимназии Вертинский учится на медицинском факультете, однако вскоре понимает, что его призвание — это сцена.

В начале 1910-х годов Вертинский начинает свою карьеру в театре, где выступает в небольших ролях. Однако настоящая популярность приходит к нему с созданием уникального жанра — русской песни-романса, которая сочетала в себе элементы театра, музыки и поэзии. Его песенные номера отличались сильной эмоциональностью, мелодичностью и глубиной содержания.

С началом Первой мировой войны и последующей революции в России жизнь Вертинского меняется. Он покидает страну и отправляется в эмиграцию, которая приводит его через разные страны — от Финляндии до Китая. Это время стало для него испытанием, но и источником вдохновения. В период эмиграции Вертинский стал одной из самых ярких фигур русской культуры за границей. Он выступал в многочисленных театрах, клубах и концертных залах, завоевывая сердце публики своими проникновенными исполнениями.

В 1920-х годах Вертинский переезжает в Париж, который становится для него новым домом. Здесь он активно создает и записывает свои песни, среди которых такие хиты, как «Матрёшка», «Мой адрес — Советский Союз» и многие другие. Его творчество отражает сложные чувства русской эмиграции, сочетая страшные воспоминания о родине с надеждой на возврат.

К концу 1930-х годов Вертинский начинает активно выступать в США, где благодаря своим концертам и записи получает широкую известность. Время Вертинского в Америке также было временем глубоких раздумий о жизни и судьбе России.

После Второй мировой войны Вертинский вернулся в Европу, где продолжал выступать, но уже на более низком уровне популярности. В 1957 году он ушел из жизни в возрасте 68 лет в Нью-Йорке. Его кладбище находится на русском кладбище в Лонг-Айленде.

Александр Вертинский оставил после себя богатое наследие: более 300 песен, которые продолжают исполняться и почитаться по сей день. Его уникальный голос, глубокая лирика и эмоциональная подача сделали его одним из главных представителей русской эмигрантской культуры, а его произведения остаются актуальными и любимыми несколькими поколениями слушателей.

Подготовил Виктор Золотухин для Blatata.Com

Энциклопедия

ВЕРТИНСКИЙ Александр Николаевич (21.03/02.04.1889, Киев- 21.05.1957, Ленинград) — артист, поэт, композитор, автор-исполнитель своих песен. Создатель жанра «грустных песенок Пьеро», впоследствии «песен Вертинского», поющий поэт, заложивший основы успешно развивающейся в России традиции. Трудное сиротское детство, неоконченная гимназия, непреодолимое влечение к поэзии, театру, музыке привели юного В. в круг киевской богемы. Чтобы прокормиться, работал корректором, грузил арбузы, продавал открытки. Мечтал о славе. С 1912 в Москве, после неудачной попытки выдержать экзамены на статиста в МХТ поступил в Мамоновский театр миниатюр, затем «Театр смеха и веселья». Исполнял короткие юмористические рассказы, куплеты, пародии собственного сочинения, кот. были замечены критикой: «Артист даже в чтении куплетов дает свой свежий жанр» (Рампа и жизнь. 1913. № 24).

В 1914 «остроумный и жеманный», как писали рецензенты, Александр Вертинский бросил успешно начавшуюся артистическую карьеру и под именем «Брата Пьеро» работал в санитарном поезде, сделал 35 тыс. перевязок.
В 1916 вернулся с фронта, начал ежедневные выступления на эстраде Петровского театра миниатюр. Не обладая ни выдающимися вокальными данными, ни вокальной школой, он в маске и костюме Пьеро исполнял несколько «ариэток»: «Минуточка», «Жамэ», «Сероглазочка», «Бал господен», «Маленький креольчик». Пришел успех, граничащий со скандалом. Критики недоумевали, размышляя о феномене Александра Вертинского, упрекали в упадничестве, «кокаинном дурмане», банальности. «Мое искусство было отражением моей эпохи», — скажет позднее Александр Вертинский. Репертуар расширялся, рамки номера становились тесны, начались гастроли с сольными концертами.

В 1919 Вертинский покинул Москву в расчете на скорое возвращение. Концертировал по Украине, югу России и вместе с волной эмиграции осенью 1920 оказался в Турции. «Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта», — писал он в мемуарах. В Румынии, Польше, Германии, Франции, США, Китае «в дешевом электрическом раю», в сопровождении небольших оркестров, иногда гитары, фортепиано пел старинные романсы, цыганские песни.
Продолжал писать и исполнять свои песни, появились знаменитые «Палестинское танго», «Желтый ангел», «Прощальный ужин», «Танго Магнолия» и др., стали песнями стихи А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, Г. Иванова, И. Анненского. Постоянные мысли о России, тоска по ней вдохновили на создание «В степи молдаванской», «Молись, кунак», «Чужие города». В песнях Александра Вертинского предстает иллюзорный, разноцветный мир, населенный множеством причудливых персонажей, среди которых лакеи и лорды, матросы и адмиралы, епископы и клоуны, кокотки и принцессы...
Резким взмахом руки, движением пальцев, надменной иронической полуулыбкой, легкой саркастической или скорбной гримасой Александр Вертинский показывал этих персонажей. Исполнение строилось на контрастных переходах от плавных мелодических линий к энергичной ритмизированной речитации. Ирония снижала патетику, насмешливость прикрывала трагизм, бравурная веселость — душевную боль. Изощренное исполнительское мастерство, виртуозно разработанная интонационно-пластическая партитура, высочайший артистизм делали песни-новеллы Александра Вертинского большим искусством. Не случайно в исполнении других артистов они не имели такого успеха.
 

Возвращение

В 1943 после третьей просьбы Александру Вертинскому разрешили вернуться на родину. Начались гастроли, выступления в концертных залах, небольших клубах, домах культуры. Несколько раз объехав всю страну, Александр Вертинский дал более трех тысяч концертов в сопровождении пианиста М. Брохеса. Молчание прессы, отсутствие пластинок (за рубежом они выходили миллионными тиражами), выступлений по радио, публикаций нот, стихов больно ранили артиста. И все-таки Александр Вертинский верил, что «лет через 30-40 меня и мое творчество вытащат из подвалов забвения». Пророчество сбылось.

С конца 70-х гг. начали выходить пластинки Александра Вертинского (двойной альбом: «Александр Вертинский», 1990, «Мелодия» и др.). Выходят стихи, ноты, мемуары, посвященные его творчеству, книги и статьи. В начале 50-х гг. Александр Вертинский снялся в фильмах: «Заговор обреченных» (кардинал, Гoc. премия 1951), «Анна на шее» (князь) и др.
Соч.: Дорогой длинною… М., 1990; Романсы и песни. М., 1991.
Е.Д.

Александр Вертинский - биография с официального сайта

Краткая энциклопедическая информация о Александр Вертинский с официального сайта. Дата рождения 21.03/02.04.1889 года. Дата смерти 21.05.1957 года. Место рождения Киев. В каких музыкальных направлениях работали - Романс. Жили в следующих странах - Россия, Румыния, Польша, США, Китай, СССР.
Дополнительные фотографии
Биография в фактах и цифрах
Дата рождения 21.03/02.04.1889 года
Дата смерти 21.05.1957 года
Место рождения / создания Киев
Страны проживания Россия, Румыния, Польша, США, Китай, СССР
Музыкальные жанры романс

Адреса и контакты

Если у вас есть дополнительные сведения или уточнения для биографии, пожалуйста, укажите эти сведения в комментарии или по ссылке Добавить биографию.

Понравилась биография? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!